или   
 
Почему вы отправляете жалобу?

Нежелательная реклама или спам
Материалы откровенно сексуального характера
Дискриминационные высказывания или проявление ненависти
Домогательство или издевательство
Материал, защищенный авторскими правами
Возможно, аккаунт был взломан

Мы получили вашу жалобу и рассмотрим ее в ближайшее время. Если выяснится, что эта запись нарушает Правила в отношении поведения пользователей и размещаемого ими контента, мы удалим ее. Спасибо за сотрудничество.
БЛОГИ | Общение
Rychkov Stepan   rychkov   27.08.2016 | 21:39  

Творческий кризис

/media/uploads/userapi/img_recipe/2078/p_i2rtsfees7nb1ier2efnb16e4.jpeg



Друзья!

У многих, если не у каждого, в жизни были моменты, когда твоё любимое ремесло, которое приносило тебе удовольствие и копеечку в карман, постепенно теряет тот старый запал и энтузиазм, на котором ты так радостно начинал. Я думаю это чувство большинству очень известно! И это ТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС.

Сейчас времена тяжелые, как в финансовом, так и в творческом плане. И, к сожалению, это дошло и до меня.

Я очень надеюсь на какой-нибудь отклик, и буду очень благодарен, если вы поделитесь своими мыслями по этому поводу. Как вы пришли к этому, на сколько долго он длился, и как же выбраться из этого творческого кризиса. Может кто-нибудь расскажет свою поучительную историю.

Думаю многим будет интересно почитать ваши истории и просто мысли!
Комментарии: 57
Рассказать:
 +5
 
 
 
Ши Валерий [valeryshini] 27.08.2016 | 22:54  
Степан, проблема очень актуальная, щас будет много текста. Были времена, когда сложно было даже бумагу в руки взять. Вообще у меня была фобия с детства - боялся замарать бумагу. Это исходило из слишком прогрессирующего перфекционизма, когда "лучше никак, чем чуть хуже лучшего в мире", и это был своего рода творческий ступор, проистекающий из-за неправильного воспитания. Когда я начинал заниматься иллюстрацией (вдохновила одна очень талантливая девушка), я понял, что нужно срочно решать эту проблему, купил большую стопку листов для принтера и извел ее всю на эскизы буквально за месяц. Иногда просто делал черточку и выкидывал, не жалея. С помощью этого способа я начал решать все свои художественные ступоры. Не получается рисовать людей? Рисую только людей, и ничего больше. Есть проблема работать над эскизами в общественных местах, когда все смотрят? Иду на улицу и работаю только там. Потом, когда я переключился на веб, через какое-то время появилась проблема нехватки идей. Тогда я начал поверхностно изучать смежные направления и профессии, пытаясь провести параллели с тем, чем я занимаюсь. Например, очень помогло изучение верстки и модульной сетки печатных изданий, чтобы переосмыслить принцип построения и взаимодействия друг с другом блоков в веб-дизайне. Иллюстрация помогла в логотипостроении. Музыка (не совсем смежная, но тоже творческая профессия) помогла понять принципы выстраивания приоритетов в акцентах. И т.д. Надо научиться проводить параллели, иногда именно они помогают находить те решения, до которых другие никогда не додумаются. Переключись на что-то другое, получи опыт в той сфере, которая теоретически тебе поможет на твоей основной работе.
 
 
 
 
Rychkov Stepan [rychkov] 27.08.2016 | 23:17  
Спасибо! Хорошая пища для размышления :)

Надеюсь блог найдет отклик. И поможет, не только мне, но и другим людям, выйти из бездны :D
 
 
 
 
Gorchaniuk Ilya [tickstyle] 27.08.2016 | 23:26  
Я играю в Танки, отвлекает, уже как 2 года нету кризиса, фигачу каждыми днями, надоело, загрузил танчики, часок рубанул, отпустило)))
Это все шуточки...

Вообще я думаю ты заморачиваешься, отвлекись, съезди куда нибудь, не делай дизайн, не пройдет и месяца, сядешь рисовать )
 +1
 
 
 
Sen [olqinian] 28.08.2016 | 00:35   [изменено] 28.08.2016 | 02:26
если ко мне и приходили идеи для иллюстрации иль для всяких проектов, то они все до одного были вдохновлены комп. играми,
проще зацикливаться на кое чем одним и выжимать его до последней капли
игры у меня что то фундаментальное в плане идей,
не совсем к теме конечно
 
 
 
 
Sank [Sank] 28.08.2016 | 15:22  
а я наоборот года 2 примерно в танки и не играю))
 +2
 
 
 
Gorchaniuk Ilya [tickstyle] 27.08.2016 | 23:27  
Кризиса нет, он в твоей голове (А.Г. Лукашенко)
 
 
 
 
Rychkov Stepan [rychkov] 27.08.2016 | 23:37   [изменено] 27.08.2016 | 23:39
ну на самом деле да. сейчас просто в жизни есть какие-то свои заморочки и проблемы, они очень сбивают.

я хотел узнать от чего у людей это происходит и как они с этим справляются.

кризис он есть, но у кого-то кратковременный (чаще всего просто нужно отвлечься (зарубиться во что-нибудь) и этого хватит), а у кого-то день, неделя, месяц и это уже настораживает.
 +2
 
 
 
Андрей [vectorgrad] 27.08.2016 | 23:50  
уже больше года в глубокой ж*пе .. ничо не радует)
и что бы кто не делал мы все сдохнем)
пс.. смайлы - ибо привык и смирился
 
 
 
 
Rychkov Stepan [rychkov] 28.08.2016 | 00:14  
вот я заметил, что на дрибле, что на бейкере, многие либо перестали что-либо выкладывать, либо выкладывают, но редко.

я уж подумал все на закрытых проектах батрачат.
 
 
 
 
Андрей [vectorgrad] 28.08.2016 | 00:29  
я не то что выкладывать.. посмотреть и оценить что другие делают ленюсь..вернее смотрю, а что то толковое написать и лайк тыцкнуть уже не в состоянии)
... разучился радоваться за чужие успехи...а это клиника)
 
 
 
 
Rychkov Stepan [rychkov] 28.08.2016 | 00:37   [изменено] 28.08.2016 | 00:39
про оценки, полностью согласен. раньше всё было по домашнему. была критика, были советы, общение. сейчас же много второсортных работ. на которые реально просто лень кликать.

было бы хорошо, если бы как на дрибле можно было сразу на маленьком шоте поставить лайк или оценку мне кажется оценки ставить чаще будут.
 
 
 
 
Андрей [vectorgrad] 28.08.2016 | 01:22  
я и хорошие не оцениваю ) я к тому, что мой творческий кризис дал корни и не позволяет радоваться даже чужим отличным работам)
 +4
 
 
 
Маяков Филипп [phil] 28.08.2016 | 00:34  
Когда только начинал заниматься логотипами - работ было много и тщательно выбирал, что показать. Потом настал "прорыв" работ стало еще больше и выкладывал много, чуть ли не каждый день. А сейчас работ по логотипам не так много, каждую стараюсь довести до логического завершения и внутреннего удовлетворения, много рутинной работы, вот и работ стал выкладывать меньше.
Что касается кризиса, то тут уже дали самый верный совет - смени поле деятельности. Не думай о дизайне. Из личного опыта могу сказать, что в плотном графике занятия логотипами, да и дизайном в целом, меня хватает на пару месяцев, потом срочно нужна разрядка - 5-7, лучше конечно 12 дней. По образованию я художник, поэтому для меня алгоритм прост. Я беру жену, друзей и мы едем на этюды в красивую русскую "мухосрань") Туда где нет дизайна..Этим летом мы были в деревне Ошевенск, каргопольского района, архангельской области..это замечательно..
https://scontent.xx.fbcdn.net/v/t1.0-0/s526x296/14080053_1792403394365232_282937064001519886_n.jpg?oh=8290e1f40cfb6d30132067566ac0e0e6&oe=585D9A3B
https://scontent.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/13932912_1785387431733495_1091328341302569937_n.jpg?oh=ce44ff5798ececf326c98e8f9ae0b483&oe=584FF568

Так что мой совет вкратце - нужен отдых. Даже самый простой. Шашлыр\речка\лес...лето еще не кончилось;)
 
 
 
 
Rychkov Stepan [rychkov] 28.08.2016 | 01:15  
Природа вообще самое лучшее, что можно придумать. Но вот от лета осталось три дня, а там уже учеба, может она как-то взбодрит :)
 +1
 
 
 
Gorchaniuk Ilya [tickstyle] 28.08.2016 | 01:18   [изменено] 28.08.2016 | 01:27
Хочешь взбодрится, женись)) и лень пропадет и уже не будешь думать о кризисе )) Зуб даю))
 
 
 
 
Rychkov Stepan [rychkov] 28.08.2016 | 01:19  
пхахах, поверю на слово!
 +3
 
 
 
Самборская Лола [lolo] 28.08.2016 | 09:39   [изменено] 28.08.2016 | 09:45
Не, сорри, может стать еще хуже.
 
 
 
 
Маяков Филипп [phil] 28.08.2016 | 11:36  
вот это да..плюсую))) Мы с Илюхой никогда не скучаем)
 
 
 
 
Gorchaniuk Ilya [tickstyle] 28.08.2016 | 11:42  
А как дети появятся, так тогда вообще скучать не будешь)))
 +1
 
 
ну если скучно, то да , можно женится, а еще лучше создать новую жизнь )
это всё может вывести из творческого кризиса, но может и напрячь еще больше, особенно если работаешь дома
 
 
 
 
Gorchaniuk Ilya [tickstyle] 28.08.2016 | 14:06  
Поэтому работать дома нельзя)
 
 
 
если дети уже ходят в садик или школу, то можно ) почему бы и нет )
 
 
 
 
Gorchaniuk Ilya [tickstyle] 28.08.2016 | 14:18  
Ну тут уже наверно зависит от человека,
я например дома работать не могу, мне мешает мой диван, телевизор, кухня, и все что не связанно с работой, до вечера дотяну, а там тренировка, и прогуляться с женой нужно, припрусь в часов 10-11, а там уже и времени нету работать, ложусь спать, и так каждый день. )
Дом для меня самая большая лень)

А кто то да, может )
 
 
 
 
Lipstik Olya [Olya] 01.09.2016 | 09:48   [изменено] 01.09.2016 | 09:49
комментарий удален автором
 
 
 
 
Lipstik Olya [Olya] 01.09.2016 | 09:51   [изменено] 01.09.2016 | 09:52
комментарий удален автором
 
 
 
 
Deos DenOxygen [deos] 28.08.2016 | 02:13  
могу сказать так.
я не выкладываю работы так активно, как раньше. на то есть причины в моей голове
по всей видимости я являюсь примером для людей и для себя. не беру заказы ради денег и не выкладываю работы поспешно
перфект сьедает меня, как Валерий заметил. но не мешает заниматься самореализацией
ничто не должно мешать. надо будет уходи куда угодно и оставайся с нами
 +2
 
 
 
Sank [Sank] 28.08.2016 | 11:13  
а я тоже когда че-нить грустное пишу веселые смайлы ставлю))
 +3
 
 
 
Юрков Дмитрий [logomaker] 28.08.2016 | 01:06   [изменено] 28.08.2016 | 01:07
Если кризис из за денежного потока - то это не правильно априори. Я всегда ставил доход на второй план. творчество для меня первичнее, чем деньги. Я запомнил одно выражение распечатанное и повешенное в каком то рекламном агентстве, где я был мельком: "Если думать о деньгах - не будет ни денег , ни заказов. Если думать о заказах, будут заказ и деньги" Так что если в кризисе денежная составляющая - отриньте ее и поставьте творчество на первый план. Даже когда у меня нет заказов , я всегда нахожу чем заниматься.. вот в текущий момент я пишу собственную книгу и это не заказ... Я даже не знаю принесёт она мне денежку или не принесёт (хотя были индивиды, которые говорили, что я ее пишу бесполезно и читать никто не будет), я все равно ее пишу. Творчество, сделать мир прекраснее - вот мой источник вдохновления!
Еще вдохновляться нужно! Меня очень мотивируют чужие профессиональные логотипы.
 
 
 
 
Rychkov Stepan [rychkov] 28.08.2016 | 01:17  
про финансовый кризис я написал для сравнения. я делаю просто то что мне нравится, и я не помню когда в последний раз пытался что-то "высосать из пальца", есть идеи делаю, нет так нет. если нужны деньги, иду на нормальную работу, а дизайн это уже как приятное хобби!
 
 
 
 
Юрков Дмитрий [logomaker] 28.08.2016 | 01:24  
Ясно. Тогда это "эмоциональное выгорание". У меня такое бывает после крайне напряженных и срочных проектов, где нужно сидеть сутками и делать быстро и много. По окончанию вообще ничего не хочется делать - ни рисовать, ни приступать к новому проекту.. я либо просто сижу и ничего не делаю, либо гуляю... Дня через 3-4 проходит и я приступаю к работе с новыми силами... В общем отвлечься надо... съездить куда нибудь или сходить, отдохнуть, легко провести время, сходить к друзьям или отправиться на дачу, забросив творчество. Вот я так решаю проблему
 +1
 
 
 
Штольц Дмитрий [stolz] 28.08.2016 | 06:39  
с дизайном либо серьезно, либо никак.
 
 
 
 
Rychkov Stepan [rychkov] 28.08.2016 | 11:53  
согласен, но от части. для кого-то это работа и целая жизнь. я же не могу сказать, что для меня дизайн играет какую-то большую роль. по крайней мере сейчас, но всё может измениться! :)
 +4
 
 
 
Штольц Дмитрий [stolz] 28.08.2016 | 16:59  
делу надо отдаваться полностью, если не нет, то это не твое, я так считаю :)
 
 
 
 
Арес Виктор [ares] 28.08.2016 | 17:44  
++
 +6
 
 
 
Gorchaniuk Ilya [tickstyle] 28.08.2016 | 01:44  
во

 +5
 
 
 
Deos DenOxygen [deos] 28.08.2016 | 02:08  
никогда нельзя себя заставлять!
у меня в жизни было много разных периодов. хорошо что я имею возможность переключится на чтото другое. раньше была музыка тридешки да или просто взять и уйти в бухло. сейчас у меня семья настоящая. с одной стороны мешает а с другой дает смысл новый всем моим начинаниям
одно могу сказать. главное - не терять фантазию) отложи то, что тебе не близко сейчас. оно всеравно в голове засело. мир на столько широкий
 
 
 
Это знакомо всем дизанерам! Отдохни, займись спортом, прокачай кровь, мозг как лампочка заработает!!! сам потом рисовать и плясать захочешь)))) одновременно))))
 
 
 
 
Фан Фаныч [Calypso123] 28.08.2016 | 08:48  
а че это?)))
 +3
 
 
 
Шамаев Сергей [shamaevserg] 28.08.2016 | 09:40  
А лучше всего отвлекает, физический труд. После него так приятно работать творчески :)
 
 
 
 
Rychkov Stepan [rychkov] 28.08.2016 | 11:56  
с этим не поспоришь!
 
 
 
 
Дарвин Дарина [hloke] 28.08.2016 | 09:45  
я беру отпуск, неделя- две сидишь и задришь в пк, спишь и ездишь на природу)
 
 
 
 
Самборская Лола [lolo] 28.08.2016 | 09:45   [изменено] 28.08.2016 | 10:00
Просто у вас, Степан, сейчас скорее всего спад энергии. Нет настроения, сил. У меня тоже были моменты, когда не могла взять в руки карандаш. Это казалось тяжело даже физически - он казался свинцовым, 20 кг, и я его просто не могла поднять.

Организм в такие моменты живет в режиме экономии энергии. И эту энергию надо где-то взять, но не из дизайна.
Мне помогает, что я начинаю менять привычный образ жизни. Вот раньше я себе почти не готовила (жаль было на это время), и вот подошла к одному парню и попросила научить меня жарить котлеты. Сначала было тяжело, но потом понравилось:) И еще в один прекрасный день решила выбежать утром на улицу на пробежку, хотя думала, что я ленивая задница и не способна на такое. Надо что-то привнести новое в жизнь, но что-то очень простое.
А еще я взяла и бросила логотипы и вот это все на год. Прямо вот вежливо отказывалась от проектов, чтобы отдохнуть и не делать через силу. Занималась совершенно другими вещами, не менее интересными, кстати. Вот сейчас возвращаюсь к логотипам естественным каким-то путем, интересные заказы сами меня нашли.
 +1
 
 
 
михайлова ольга [olkiller] 28.08.2016 | 09:59  
Странно, что творческий кризис у многих совпал с кризисом экономическим. Все просто, человек может творить, когда спокоен за завтрашний день. Сейчас этого нет. Поэтому некоторый нервяк присутствует. На самом деле очень тяжело отринуть бытовые проблемы и заниматься творчеством. Я стала работать через силу. Не могу себя заставить. Решила уйти преподавать. Молодежь такая веселая и энергичная, думаю, что они дадут большой заряд энергии и снова захочется работать).
 
 
 
 
Самборская Лола [lolo] 28.08.2016 | 10:07  
Да-да, на счет преподавания очень точно:) очень большая эмоциональная отдача и благодарность) тоже преподаю) объясняешь какие-нибудь простые фокусы в иллюстраторе или каллиграфии, а они смотрят завороженно и потом раз - что-то крутое выдают)
 
 
 
 
Gorchaniuk Ilya [tickstyle] 28.08.2016 | 10:05  
Ждем новых крутых логосов, Лола)))
 
 
 
 
Самборская Лола [lolo] 28.08.2016 | 10:09  
спасибо, но тут уж как пойдет:) обещаний больше не даю, ожидания общества - это всегда лишний прессинг:)
 +1
 
 
 
Фан Фаныч [Calypso123] 28.08.2016 | 11:23  
Рисуй все подряд, для себя
И все пройдёт
 +1
 
 
 
Клименко Сергей [KLIMSAN] 28.08.2016 | 13:13  
Про смену деятельности помогает когда легкая форма дипресии. Но бывает события неприятные в жизни наступают комплексом. Причин может много но главное одно стопорят тебя мысли. Руки то ноги работают, ограничений никаких нет.. а голова не работает...Все вдруг стало не так и не то. Когда ты устаешь физически тебе об этом скажет тело ... А вот когда умственно то не чеж не болит :) Так что кризис мне кажется от усталости. И когда уже не че не помагает... Решается все просто. Три дня (не меньше) на заготовку леса или вагоны разгрузить, а лучше конечно ремонт дома своими руками :) не три дня, но вылечит на год :) как минимум. А что бы такого не было физ. нагрузку надо каждый день делать (бег например) Ну и отдыхать от дизайна . Просто хоть один день в неделю не че не делать, то что делаешь каждый день. ИМХО конечно, но это мой рецепт. :)
 +9
 
 
Энтузиазм пропадает если:
- работа не приносит достаточно денег.
- ощущения тупика в творческом развитии
- упадок сил из-за отсутствия физической активности, проблемы со здоровьем
- интересует другая деятельность
- слабость воли, намерения
- эмоциональные напряжения

на самом деле причин может быть очень много, еще пунктов 50 можно дописать )
И решений может быть тоже много, каждый выбирает своё, но я предпочитаю искать причину, смотреть в корень. У меня это смесь философии, психологии, эзотерики :) Дополнительные знания из этих сфер помогли мне во многом разобраться
 +2
 
 
 
Pushkar Denis [denboroda] 28.08.2016 | 16:13  
У меня никогда никаких кризисов не было. И от дизайна я устаю крайне редко. Логотипы я разбавляю сайтами и интерфейсами, а от самой работы отдыхаю при помощи хобби (в том числе и такие где надо руками делать), прогулками на природе и чтением.
 +3
 
 
 
Sagitov Artur [artur] 29.08.2016 | 10:54  
Степан, приветствую! Вы все верно подметили, что и кризис и творческий ступор, будто слой на слой разложились и в итоге превратились в антиэнтузиазм)) Что я делаю в такой момент... Всегда вспоминаю слова Фаины Раневской: "Все будет, стоит только расхотеть")) Действительно так оно и бывает. А по чесноку, не заморачивайся на деталях, смотри на картину в целом. Если ты способен что-то изменить, нужно действовать вопреки всяких барьеров, если же ты в замкнутой цепочке, нет смысла бить в одну цель, нужно искать компромисс.В плане дизайна, ребята правильно подметили, отвлекись и отдохни от него. Прислушайся к музыке, которую никогда не слушал или посмотри фильм, пусть и арт-хаус. Я например, смотрю фильмы ужасов, чтобы как-то вогнать себя в стресс или за чашечкой горячего какао смотрю мелодрамки (в этом есть своя прелесть), а еще здорово выручает автомобиль и дальняя дорога, ну а совсем идеально: беговая дорожка и час/полтора времени наедине самим с собой.
 
 
 
 
Клименко Сергей [KLIMSAN] 05.09.2016 | 08:34  
О да про автомобиль в точку...:)
 +7
 
 
 
Haas Alexander [logohaas] 29.08.2016 | 13:28  
У меня бывает подобное настроение... или ступор... или просто достало и самооценка к нулю, особенно этой серой, бесснежной зимой. Мои методы жесткие и жестокие))). Я кардинально менял обстановку. Шел на завод, на конвеер. Тупая бессмысленная работа насекомого на износ, где ты ни кто и звать тебя ни как). Или садился за руль грузовика и с 4 утра сам загружал рефрижератор и развозил грузы с выгрузкой в радиусе 100 км между Нюрнбергом и Мюнхеном. Иногда это были мешки с мукой и сахаром, иногда линолиум и ковровые покрытия. К концу дня отваливается всё что можно), а в три утра утра вставать и всё по кругу ))) Через недели две мозги и руки начинают чесаться от желалания потворить. И понимаешь что моё занятие и моя профессия логодизайнера лучшая в мире). И какое счастье что можно всех послать и снова заниматься любимым делом. Многие люди не имеют этой возможности. Вот им можно посочувствовать. А мы счастливые. Просто всё познается в сравнении. Нужен констрастный душ, что бы взбодрило.
 
 
 
 
Rychkov Stepan [rychkov] 29.08.2016 | 21:22  
Спасибо всем большое за активность!

Читаю абсолютно всё, во многом полностью согласен, что нужно просто отвлечься и найти вдохновение в какой-нибудь другой отрасли. Или даже просто на время сменить род деятельности.

Буду только рад если кто-нибудь ещё поделится мыслями по этому поводу!

З.Ы. Решил написать отдельно, что бы не засорять каждый комментарий.
 
 
 
 
Алтапов Евгений [ajohn] 30.08.2016 | 21:49   [изменено] 30.08.2016 | 21:56
Ждал, когда появится здесь какая-нибудь похожая ветка и вот она, тут как тут). У нас здесь в Екб дизайнеры собирались в начале года, обсуждали надвигающийся кризис, творческий, финансовый, все вместе. Посидел послушал, как будто бы у всех все ок. Ушел в недоумении. Я лично еще тогда серьезно ощутил кризис финансовый, бизнес не просто экономит, у многих реально не стало возможности тратиться на визуал и тп. Далее ко мне пришел кризис творческий. Решил для себя, займусь чем-то другим, перееду в другой город. Правильно здесь сказали, надо что-то поменять, кардинально, чтобы понять что по настоящему тебе важно.
 
 
 
 
Неткачев Алексей [Netkachev] 31.08.2016 | 01:11   [изменено] 31.08.2016 | 11:14
комментарий удален автором
 +4
 
 
 
Калинов Максим [holmax] 02.09.2016 | 16:26   [изменено] 02.09.2016 | 16:31
Кто-то однажды сказал: профессионализм от дилетантизма отличается тем, что профессионал способен работать всегда, дилетант, только когда есть настроение. Я более 12 лет работаю в дизайне и могу сказать, что большая часть времени была потрачена в пустую, потому что работа велась по настроению, и только в последние годы я понял, что чтобы чего-то добиться надо просто переть как танк (но не в игре :), причем делать это в нормальное рабочее время с утра и до 6-7 вечера. Также параллельно с таким же подходом надо относиться и к самообразованию, например, хочешь стать каллиграфистом, то одно дело под настроение скопировать написание какое-то с ролика на Ютубе, другое дело, взять проспись и фигачать буквы как первоклассник по несколько страниц терпеливо. В первом случае результата не добьешься, хотя прикольно попробовать. А во втором случае – станешь профи. Но на приколах бизнес не сделаешь, надо переть. А насчет вдохновения, к нему надо осторожно относиться, потому что оно может дать ложное ощущение что у тебя получается или у тебя есть какой-то результат положительный, а на самом деле это просто эйфория пока, которая не дает адекватного понимания своего уровня. Надо спортом начать заниматься – велосипед, бег, спортзал, тогда и вдохновение придет на работу.

 
Вход




Запомнить