или   
 
Почему вы отправляете жалобу?

Нежелательная реклама или спам
Материалы откровенно сексуального характера
Дискриминационные высказывания или проявление ненависти
Домогательство или издевательство
Материал, защищенный авторскими правами
Возможно, аккаунт был взломан

Мы получили вашу жалобу и рассмотрим ее в ближайшее время. Если выяснится, что эта запись нарушает Правила в отношении поведения пользователей и размещаемого ими контента, мы удалим ее. Спасибо за сотрудничество.

Монограммы и шифры


Одно из суровых испытаний  мастерства и оригинальности дизайнера представляют собой сочетания букв в монограммах или шифрах. Это требует не только знания законов оформления и близкого, симпатического знакомства с формой букв, но и точного мастерства, и изобретательности —  силы в разработке комбинаций, где ничего не очевидно. Монограмма, строгоговоря, представляет собой сочетание двух или более букв, в котором часть каждой буквы образует часть другой. Это обыкновенно говорится по отношению к любой комбинации из переплетенных или наложенных друг на друга букв. Но если каждая буква является отдельной и полной, то такой узор представляет собой уже не монограмму, а шифр. И хотя использование и даже некоторые словарные определения позволяют более широко трактовать это слово, мы будем делать между этими узорами различие —  в основном для удобства объяснений. Как правило,построение  монограммы требует больше изобретательности, чем шифр, и, следовательно, более интересно в качестве задачи, но результат часто не так приятен, как в хорошо продуманном шифре.  Следует как только возможно избегать сложных конструкций из двух-трех букв, где две буквы представляют собой монограмму, а третья пишется отдельно. Узор должен быть либо чистой монограммой, либо чистым шифром. Притом не следует думать, что монограмма в узоре лучше, чем шифр. Узор, предназначенный для орнамента, уже есть орнамент и первое требование к нему —  красота.  Очень часто какая-либо комбинация букв не может стать ничем, кроме уродливой монограммы, и очень редко та же самая комбинация не может быть выполнена в виде удовлетворительного, если не красивого, шифра.Законы единства,баланса, симметрии, и т.д, конечно, будут применяться здесь, как и в любой другой отрасли оформления. Не столь необходима абсолютная симметрия  в отношении центральной оси, но абсолютно необходимо соблюдение баланса.Период, замысел и материал должны быть хорошо обдуманы. Период и стиль должны соответствовать друг другу, а все буквы должны принадлежать к одному и тому же стилю. Совершенно недопустимо смешивание десятка стилей.Требуется чистота и простота линии и композиции. Витиеватый "Людовик XV" иногда
используется граверами, не обладающими достаточным мастерством. Неумеренность орнаментальности обличает слабого мастера. Важные буквы (последние представляют собой инициалы к.-л. лица) должны занимать заметное положение в узоре, иметь достаточную силу и  размер. Совершенная монограмма требует, чтобы буквы читались в правильном порядке. Цель опять-таки определяется разборчивостью. Товарный знак или торговую марку следует легко читать, в то время как личный знак может быть разборчив с трудом —  но оба должны быть декоративны, и, следовательно, хорошо оформлены.Существенное влияние на стиль письма, количество орнаментов и характер фона имеет материал, на котором исполняется знак.Буквы в шифре или монограмме должны быть непрерывны либо накладываться одна на другую или продолжать друг друга. В накладывающемся оформлении рельефность букв должна подчеркиваться их размером, качеством образующей линии либо же расположением наверху.В оформлении, где буквы следуют одна за другой, узор должен легко читаться слева направо, писаться непрерывной линией и поэтому иметь только два свободных конца. Иногда в таком узоре последняя буква делается несколько больше других и располагается посередине.Необходимо соблюдать осторожность, особенно в трех буквенных композициях, чтобы избежать случайных букв. Они могут уничтожить ценность узора, каким бы хорошим он ни был. Допускается переворот какой-либо буквы, но в конце. Характерный пример —  узор Rookwood Pottery на рис.117. Множество таких примеров можно найти в орнаментах XVII в., обычно стремящихся к совершенной симметрии по отношению к вертикальной оси. В сравнительно редких случаях буквы в монограмме могут быть перевернуты кверху или книзу. Такой прием обычно хорошо подходит для узоров, где буквы накладываются друг на друга. На рис. 109 показаны возможности этого способа для всех букв алфавита. В качестве"атаки" на проблему формы в пространстве первично следующее.Если монограмма заключена в круг или другую геометрическую форму, она должна быть организована в соответствии со своим местом, и даже, если использовать ее в качестве свободного орнамента, пропорции монограммы должны быть организованы по отношению к занимаемому ею месту.  

/media/uploads/userapi/img_recipe/944/p_93ydne792z8dhhez35ka22se5.jpeg Рис. 109. Обратныешрифты и монограммы. Для правильногосочетания буквы должны быть перевернуты и изучены. A H I M O T  U VW X Y симметричны, и некоторые из них обратимы (вверх ногами) вместе с X S и Z.
Если данные буквы включены в эту группу, очевидно простое решение:
первоклассный симметричный узор, в котором буквы накладываются друг на друга.  
/media/uploads/userapi/img_recipe/944/p_htff69z23az9y75bhtnf6r862.jpeg

Рис. 110. Узор сналожением букв. Такие пары как CD, CO,CD, KB и дубли, такие как HH, ϽC, Dᗡ, балансируют влево или вправо и указывают навозможность симметрического наложения каждой первой, второй или последующей
буквы. Форма такого узора, указанная на рис. 111. используется чаще и обыкновенно
более разборчива.  Если имеетсястремление к строгой монограмме, должно быть проведено тщательное изучение для
поиска наиболее подходящих штрихов. Таким образом, в M, R, L на рис. 112 M
имеет четыре возможных направления основы для K и L. Здесь очевидно, что
использование первой ножки даст ошибочный результат —  прочтение букв как
на R, M, L.  
/media/uploads/userapi/img_recipe/944/p_efzs3a5k16yi6fn6bf2dbfrrt.jpeg

Рис. 111. Узор сбуквами, следующими друг за другом Свободные концы каждойбуквы должны быть изучены на предмет отношений между ними в поиске возможности
для непрерывной монограммы (рис. 113.).  Иногда возможнаимпровизация со свободные концами букв как в E B. Вертикальный шрифт хорошо
использовать для непрерывного узора (рис. 115). Непрерывность узора особенно
хороша для автографической монограммы (вензеля).  После изучения самихбукв дизайнер должен попробовать различные стили письма на небольших эскизах,
начиная с римского.


/media/uploads/userapi/img_recipe/944/p_1a5hrenz45k4z2rsf3knbesi6.jpeg  Рис. 112. M R LИллюстрация наиболее подходящих штрихов. Этот стиль недопускает излишней свободы и не обладает гибкостью, но когда достигается
хороший результат в старом римском стиле, такой узор непременно имеет и
характер, и благородство.



/media/uploads/userapi/img_recipe/944/p_sd238feh6kst22e6e5a56bhd4.jpeg  Рис.113. Монограммы, вкоторых буквы продолжают друг друга.  Если после полудюжиныпопыток не находится требуемая возможность, естественным образом напрашивается
переход к унциальному стилю (Uncial), который допускает больше вариаций и более
поддается исправлению.  Возможно, представленные на рис. 114 комбинации с
данными буквами подскажут несколько комбинаций унциала для обеих монограмм и
шифров.



 /media/uploads/userapi/img_recipe/944/p_yrhss41hh15darnn592a1ny14.jpegрис. 114. O. S. U.Унциальный и готический стили. Следующим может бытьиспользован готический шрифт.  Старые английскиезаглавные буквы не предлагают дальнейшего усложнения сами по себе, но их
простые формы часто могут быть действенны в допустимых формах оформления шифра
или монограммы. Следующая форма шрифтапользуется любовью у граверов.



/media/uploads/userapi/img_recipe/944/p_9tzz97edsb8fsikbebdabyidh.jpeg Рис. 115. Шрифт,разработанный А. А. Turbayne. Эта форма комбинируетгораздо более простоты в шифре монограммы и допускает такую свободу, что можно
с уверенностью сказать, что в этом стиле любая комбинация букв может быть
исполнена удовлетворительно.



/media/uploads/userapi/img_recipe/944/p_rsd1y7nasfd6ti8tnf24kfy8n.jpeg  Рис. 116. J. R. C.Возможности исправления монограммы. Современное письмо встиле "нового искусства", как правило, привлекает изобретательных
мастеров монограммы. Разнообразие форм, а также возможность  для мастера
проявить свою оригинальность и индивидуальность, делают этот стиль интересным для
всяческой игры. Естественно, что этотстиль напрашивается сам собой для использования в оформлении переплета, в
травлении, пронзили и трафаретных работах. Вырезание букв из черного фона
предупреждает ошибки.  Часто приятный узор(хотя, строго говоря, не являющийся монограммой) может получиться из хорошей
композиции букв, заключенных в какую-либо форму. Рис. 118.



/media/uploads/userapi/img_recipe/944/p_93r1ksa5z1ksan7hs4342he77.jpeg рис. 117. Различныеисторические и другие узоры. Современная печать илимарка гораздо более несет одно и то же отношение к индивидуальному лицу, чем
торговая марка к торговому дому, будучи личной печатью, которой можно помечать
собственную продукцию или имущество. Это может быть монограмма, или инициалы,
или даже узор без букв.  Узор необязательно должен быть разборчивым, но
обязан отличать своего владельца. Владение такими марками очень распространено
среди литераторов и творческих людей во Франции и Германии. Признанным мастером
этого искусства является М. Жорж Ориоль (M. George Auriol).


/media/uploads/userapi/img_recipe/944/p_7fbrdsr66beib863ik41h9da2.jpeg
 Рис. 118. Узоры сотдельными буквами. Опубликованные имрисунки этих узоров составили две маленькие восхитительные книги. На рис. 119
приведены примеры его стиля, причем, первый узор является его личной подписью.Иллюстрации в этойглаве были выбраны из монограмм разработанных авторами (за исключением
приписываемых), и, с некоторыми исключениями, используются в настоящий момент.
И, к счастью начинающих, считающих свои инициалы невозможными для составления
узора —  хотя одни из них легче, а другие сложнее —
 удовлетворительная монограмма или шифр в каком-либо стиле всегда возможны
в двух или трех комбинациях.


/media/uploads/userapi/img_recipe/944/p_728ay5747k7k43e56s75k1b2n.jpeg

 Рис. 119. Узоры ЖоржаОриоля.
Комментарии: 17
Рассказать:
 
 
 
 
михайлова ольга [olkiller] 10.05.2015 | 21:28  
молодец, как всегда интересно, обстоятельно, полезно)).
 
 
 
да чёта вся текстовка слелела форматирование
 
 
 
 
Бабенко Сергей [Bazilio] 10.05.2015 | 21:35  
Спасибо Саша!
 
 
 
 
Gorchaniuk Ilya [tickstyle] 17.05.2015 | 09:50   [изменено] 17.05.2015 | 09:51
Спасибо Александр! Мне как начинающему дизайнеру очень полезная информация)
 +4
 
 
 
Чудов Александр [baltassarus] 18.05.2015 | 09:00   [изменено] 18.05.2015 | 09:01
это всем полезно, тем более что монограммам до недавнего времени уделялось мало внимания, а сейчас на растущей популярности этого жанра, без изучения истории и техник - никуда - и, да - у нас монограммное дело имеет свою специфику - мало того, что кириллица трудновата для перевязывания букв, так еще вязать приходится, как правило не две - а три буквы - то есть монограммы либо - семейные, либо - как предмет роскоши, по сути - личные, а у нас успешного :) человека принято именовать по имени-отчеству ;)
 
 
 
 
Deos DenOxygen [deos] 18.05.2015 | 10:18  
спасибо!
 
 
 
 
Sabirov Nazar [nazar] 11.02.2016 | 16:27  
А как называется книга? если это от книги
 
 
 
это книга да - я же написал вроде - отдельная глава... слёту не скажу, это из моей библиотеки
что-то из американских "учебников по почте" 20-х годов :)
один из учебников по леттерингу
 
 
 
 
Sabirov Nazar [nazar] 11.02.2016 | 16:38  
круто!
 
 
 
я поищу
 
 
 
 
Казакова Наташа [mewse] 17.05.2015 | 19:54  
В закладки. Спасибо!
 
 
 
второй рисунок снизу - калужская область посередине :)
а статейка шик, спасибо, сам вряд ли бы нашел ))
 +3
 
 
не нашли бы, потому что это переведено специально для меня - моими друзьями-переводчиками :) издание американское, начала ХХ века
 
 
 
тем более спасибо за щедро предоставленный материал ))
 
 
 
 
Deos DenOxygen [deos] 06.08.2015 | 14:53  
респект!
 
 
 
 
Elena [Lenkin] 02.11.2015 | 22:28  
ну очень круто и полезно! спасибо)
 
 
 
 
Кирилл Мишин [goodstudios] 30.01.2016 | 16:02  
Спасибо, Александр, очень дельная статья!

 
Вход




Запомнить